Вариант № 4

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word
1
Тип 2 № 94
i

Су­ще­ству­ют раз­лич­ные зна­че­ния по­ня­тия «об­ще­ство». Под об­ще­ством в ши­ро­ком смыс­ле по­ни­ма­ют

 

1)  все че­ло­ве­че­ство в про­шлом, на­сто­я­щем и бу­ду­щем

2)  груп­пу людей, объ­еди­нив­ших­ся для об­ще­ния и вза­и­мо­по­мо­щи

3)  объ­еди­не­ние людей одной про­фес­сии

4)  весь ма­те­ри­аль­ный мир


Ответ:

2
Тип 2 № 95
i

И че­ло­век, и жи­вот­ное

 

1)  пе­ре­да­ют куль­тур­ный опыт по­сле­ду­ю­щим по­ко­ле­ни­ям

2)  от­ра­жа­ют окру­жа­ю­щий мир в со­зна­нии

3)  за­бо­тят­ся о своем потом­стве

4)  оце­ни­ва­ют себя и свои дей­ствия


Ответ:

3
Тип 2 № 96
i

Лео­нид за­ни­ма­ет­ся в сек­ции фи­гур­но­го ка­та­ния, ху­до­же­ствен­ной школе, много чи­та­ет и очень любит иг­рать с млад­ши­ми бра­том и сест­рой. Обо­га­щая таким об­ра­зом соб­ствен­ный со­ци­аль­ный опыт, Лео­нид ста­но­вит­ся

 

1)  граж­да­ни­ном

2)  лич­но­стью

3)  ра­бот­ни­ком

4)  ин­ди­ви­дом


Ответ:

4
Тип Д3 № 97
i

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о де­я­тель­но­сти?

 

А.  Де­я­тель­но­стью на­зы­ва­ют це­ле­на­прав­лен­ную ак­тив­ность жи­вот­ных.

Б.  Де­я­тель­ность че­ло­ве­ка на­прав­ле­на на удо­вле­тво­ре­ние его по­треб­но­стей.

 

1)  верно толь­ко А

2)  верно толь­ко Б

3)  верны оба суж­де­ния

4)  оба суж­де­ния не­вер­ны


Ответ:

5
Тип 3 № 98
i

Опи­са­ние, объ­яс­не­ние и пред­ска­за­ние про­цес­сов дей­стви­тель­но­сти яв­ля­ет­ся не­по­сред­ствен­ной целью

 

1)  науки

2)  ис­кус­ства

3)  мо­ра­ли

4)  об­ра­зо­ва­ния


Ответ:

6
Тип 4 № 99
i

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о си­сте­ме об­ра­зо­ва­ния в РФ?

 

А.  На­ли­чие ос­нов­но­го об­ще­го об­ра­зо­ва­ния дает воз­мож­ность че­ло­ве­ку по­сту­пить в учре­жде­ние выс­ше­го про­фес­си­о­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния.

Б.  На­ли­чие сред­не­го об­ще­го об­ра­зо­ва­ния поз­во­ля­ет че­ло­ве­ку по­сту­пить в учре­жде­ния сред­не­го и выс­ше­го про­фес­си­о­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния.

 

1)  верно толь­ко А

2)  верно толь­ко Б

3)  верны оба суж­де­ния

4)  оба суж­де­ния не­вер­ны


Ответ:

7
Тип 7 № 100
i

Су­ще­ству­ет не­сколь­ко зна­че­ний по­ня­тия «эко­но­ми­ка». Что ил­лю­стри­ру­ет эко­но­ми­ку как науку?

 

1)  про­да­жа про­дук­ции фер­мер­ских хо­зяйств

2)  вы­яв­ле­ние фак­то­ров роста спро­са на услу­ги

3)  ока­за­ние на­се­ле­нию бы­то­вых услуг

4)  бир­же­вые торги ак­ци­я­ми пред­при­я­тий


Ответ:

8
Тип 8 № 101
i

Цена бу­ке­та роз  — 800 руб­лей. Какая функ­ция денег от­ра­же­на в дан­ном при­ме­ре?

 

1)  мера сто­и­мо­сти

2)  сред­ство пла­те­жа

3)  ми­ро­вые день­ги

4)  сред­ство на­коп­ле­ния


Ответ:

9
Тип 8 № 102
i

Но­во­год­ние празд­ни­ки мно­гие граж­да­не стре­мят­ся встре­тить за го­ро­дом, в домах от­ды­ха, пан­си­о­на­тах. Еще осе­нью мно­гие из них за­ка­зы­ва­ют пу­тев­ки. Какое эко­но­ми­че­ское яв­ле­ние про­яв­ля­ет­ся в дан­ном факте?

 

1)  спрос

2)  ин­фля­ция

3)  при­быль

4)  пред­ло­же­ние


Ответ:

10
Тип 9 № 103
i

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о пред­при­я­ти­ях раз­лич­ных форм соб­ствен­но­сти?

 

Пред­при­я­тия раз­лич­ных форм соб­ствен­но­сти долж­ны

А.  еже­год­но вы­пла­чи­вать ди­ви­ден­ды по своим цен­ным бу­ма­гам.

Б.  упла­чи­вать на­ло­ги в го­су­дар­ствен­ный бюд­жет.

 

1)  верно толь­ко А

2)  верно толь­ко Б

3)  верны оба суж­де­ния

4)  оба суж­де­ния не­вер­ны


Ответ:

11
Тип 10 № 104
i

Какая со­ци­аль­ная груп­па вы­де­ле­на по тер­ри­то­ри­аль­но­му при­зна­ку?

 

1)  свя­щен­но­слу­жи­те­ли

2)  жен­щи­ны

3)  му­суль­ма­не

4)  ев­ро­пей­цы


Ответ:

12
Тип 10 № 105
i

Какой со­ци­аль­ный факт ил­лю­стри­ру­ет по­ли­ти­че­скую роль граж­да­ни­на?

 

1)  Ирина Ва­ле­рьев­на про­ра­бо­та­ла в школе 25 лет.

2)  Лег­ко­ат­ле­ты за­во­е­ва­ли ме­даль на Олим­пий­ских играх.

3)  Юрий Ана­то­лье­вич го­ло­со­вал на вы­бо­рах.

4)  Алек­сандр Ни­ко­ла­е­вич купил те­ле­ви­зор оте­че­ствен­но­го про­из­вод­ства.


Ответ:

13
Тип 11 № 106
i

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о со­ци­аль­ных нор­мах?

 

А.  Все со­ци­аль­ные нормы имеют фор­маль­ный ха­рак­тер.

Б.  Как пра­ви­ло, со­ци­аль­ные нормы фик­си­ру­ют­ся в нор­ма­тив­ных пра­во­вых актах.

 

1)  верно толь­ко А

2)  верно толь­ко Б

3)  верны оба суж­де­ния

4)  оба суж­де­ния не­вер­ны


Ответ:

14
Тип 13 № 107
i

По­ли­ти­че­ский режим, ха­рак­те­ри­зу­ю­щий­ся со­сре­до­то­че­ни­ем всей вла­сти в руках од­но­го лица или ор­га­на по­ли­ти­че­ской вла­сти и сни­же­ни­ем роли дру­гих ин­сти­ту­тов, яв­ля­ет­ся

 

1)  ли­бе­раль­ным

2)  де­мо­кра­ти­че­ским

3)  ре­во­лю­ци­он­ным

4)  ав­то­ри­тар­ным


Ответ:

15
Тип 13 № 108
i

В го­су­дар­стве Z со­сто­я­лись вы­бо­ры, в ко­то­рых при­ня­ли уча­стие около по­ло­ви­ны граж­дан, об­ла­да­ю­щих пра­вом го­ло­са. Какая ин­фор­ма­ция поз­во­лит сде­лать вывод, что вы­бо­ры имели де­мо­кра­ти­че­ский ха­рак­тер?

 

1)  Члены пра­вя­щей пар­тии по­лу­чи­ли до­пол­ни­тель­ные го­ло­са на вы­бо­рах.

2)  Из­би­ра­те­ли долж­ны были ори­ен­ти­ро­вать­ся на мне­ние вла­стей о каж­дом из кан­ди­да­тов.

3)  Из­би­ра­те­ли вы­би­ра­ли из не­сколь­ких аль­тер­на­тив­ных кан­ди­да­тов, пред­ла­га­ю­щих свои про­грам­мы.

4)  Участ­во­вать в вы­бо­рах могли толь­ко те граж­да­не, кто имеет по­сто­ян­ную ра­бо­ту.


Ответ:

16
Тип 14 № 109
i

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о граж­дан­ском об­ще­стве?

 

А.  Граж­дан­ское об­ще­ство вклю­ча­ет в себя ини­ци­а­тив­ные объ­еди­не­ния и ор­га­ни­за­ции на­се­ле­ния.

Б.  В де­мо­кра­ти­че­ских стра­нах граж­дан­ское об­ще­ство вы­сту­па­ет парт­не­ром го­су­дар­ства в раз­ре­ше­нии об­ще­ствен­ных дел.

 

1)  верно толь­ко А

2)  верно толь­ко Б

3)  верны оба суж­де­ния

4)  оба суж­де­ния не­вер­ны


Ответ:

17
Тип 16 № 110
i

Право, в от­ли­чие от мо­ра­ли,

 

1)  охра­ня­ет­ся силой го­су­дар­ства

2)  опи­ра­ет­ся на пред­став­ле­ния о добре и зле

3)  ре­гу­ли­ру­ет об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния

4)  опи­ра­ет­ся на об­ще­ствен­ное мне­ние


Ответ:

18
Тип 17 № 111
i

Ро­ди­те­ли вось­ми­лет­не­го Алеши часто кри­чат на него, ру­га­ют гру­бы­ми сло­ва­ми. В этой си­ту­а­ции на­ру­ша­ет­ся право ре­бен­ка

 

1)  жить и вос­пи­ты­вать­ся в семье

2)  на вы­ра­же­ние соб­ствен­но­го мне­ния

3)  на ува­же­ние че­ло­ве­че­ско­го до­сто­ин­ства

4)  на об­ще­ние с род­ствен­ни­ка­ми


Ответ:

19
Тип 17 № 112
i

Ва­си­лий за­клю­чил до­го­вор на стро­и­тель­ство дач­но­го до­ми­ка, но ра­бот­ни­ки стро­и­тель­ной фирмы на­ру­ши­ли уста­нов­лен­ные сроки. Нормы какой от­рас­ли права были на­ру­ше­ны в дан­ной си­ту­а­ции?

 

1)  ад­ми­ни­стра­тив­но­го права

2)  тру­до­во­го права

3)  уго­лов­но­го права

4)  граж­дан­ско­го права


Ответ:

20
Тип 18 № 113
i

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об осо­бен­но­стях тру­до­устрой­ства не­со­вер­шен­но­лет­них?

 

А.  При за­клю­че­нии тру­до­во­го до­го­во­ра с не­со­вер­шен­но­лет­ним ра­бот­ни­ком по со­гла­ше­нию сто­рон может быть уста­нов­лен ис­пы­та­тель­ный срок.

Б.  Для не­со­вер­шен­но­лет­них ра­бот­ни­ков уста­нов­ле­на 40-⁠ча­со­вая ра­бо­чая не­де­ля.

 

1)  верно толь­ко А

2)  верно толь­ко Б

3)  верны оба суж­де­ния

4)  оба суж­де­ния не­вер­ны


Ответ:

21
Тип 19 № 114
i

Ксе­ния живет с ро­ди­те­ля­ми и сест­рой. Она учит­ся в 5 клас­се. Срав­ни­те две малые груп­пы: семью и школь­ный класс. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку  — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт раз­ли­чия:

 

1)  на­ли­чие осо­бых норм по­ве­де­ния

2)  лич­ные кон­так­ты чле­нов груп­пы

3)  от­но­ше­ния род­ства

4)  общий быт

 

Черты сход­стваЧерты раз­ли­чия

Ответ:

22
Тип 15 № 115
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и функ­ци­я­ми го­су­дар­ства, ко­то­рые они ил­лю­стри­ру­ют: к каж­до­му эле­мен­ту, дан­но­му в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

 

ПРИ­МЕ­РЫ

А)  обес­пе­че­ние пра­во­по­ряд­ка

Б)  под­пи­са­ние пре­зи­ден­том до­го­во­ра о друж­бе и со­труд­ни­че­стве с гла­вой со­сед­не­го го­су­дар­ства

В)  раз­ра­бот­ка пра­ви­тель­ством дол­го­сроч­ной про­грам­мы эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия стра­ны

Г)  уча­стие армии в во­ен­ных уче­ни­ях сов­мест­но с ар­ми­ей дру­го­го го­су­дар­ства

Д)  го­су­дар­ствен­ное фи­нан­си­ро­ва­ние стро­и­тель­ства ав­то­мо­биль­ных и же­лез­ных дорог

ФУНК­ЦИИ ГО­СУ­ДАР­СТВА

1)  внеш­ние

2)  внут­рен­ние

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД

Ответ:

23
Тип Д23 № 116
i

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го от­ме­че­но бук­вой.

 

(А) Че­ло­век своей хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­стью ак­тив­но втор­га­ет­ся в при­род­ную среду. (Б) К со­жа­ле­нию, с воз­рас­та­ни­ем мас­шта­бов этой де­я­тель­но­сти уси­ли­ва­ет­ся ее от­ри­ца­тель­ное воз­дей­ствие на при­род­ные про­цес­сы. (В) Че­ло­ве­ку стоит се­рьез­но за­ду­мать­ся о том, как сбе­речь усло­вия для сво­е­го су­ще­ство­ва­ния.

 

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста:

 

1)  от­ра­жа­ют факты

2)  вы­ра­жа­ют мне­ния

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих по­ло­же­ний.

АБВ

Ответ:

24
Тип Д24 № 117
i

В 2002 и 2012 гг. в стра­не Z уче­ные про­во­ди­ли опро­сы об­ще­ствен­но­го мне­ния. Со­вер­шен­но­лет­ним граж­да­нам, участ­ву­ю­щим в опро­се, был задан во­прос: «Что Вы ду­ма­е­те об упла­те на­ло­гов?».

 

Ре­зуль­та­ты опро­са (в % от числа опро­шен­ных) пред­став­ле­ны в таб­ли­це.

Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве таб­ли­цы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1)  Доля тех, кто пла­тит на­ло­ги, по­то­му что это обя­зан­ность каж­до­го граж­да­ни­на, воз­рос­ла за 10 лет.

2)  Доля тех, кто пла­тит на­ло­ги, по­то­му что за их не­упла­ту сле­ду­ет юри­ди­че­ская от­вет­ствен­ность, к 2012 г. со­кра­ти­лась.

3)  Доля тех, кто ис­поль­зу­ет любую воз­мож­ность укло­нить­ся от упла­ты на­ло­гов, оста­лась не­из­мен­ной в 2012 г. в срав­не­нии с 2002 г.

4)  Сум­мар­ная доля тех, кто пла­тит на­ло­ги, вы­рос­ла к 2012 г.

5)  Доля тех, кто не будет пла­тить на­ло­ги, пока пра­ви­тель­ство не на­ве­дет по­ря­док в по­ли­ции, здра­во­охра­не­нии, об­ра­зо­ва­нии, за 10 лет со­кра­ти­лась.


Ответ:

25
Тип Д25 № 118
i

В 2002 и 2012 гг. в стра­не Z уче­ные про­во­ди­ли опро­сы об­ще­ствен­но­го мне­ния. Со­вер­шен­но­лет­ним граж­да­нам, участ­ву­ю­щим в опро­се, был задан во­прос: «Что Вы ду­ма­е­те об упла­те на­ло­гов?». Ре­зуль­та­ты опро­са (в % от числа опро­шен­ных) пред­став­ле­ны в таб­ли­це.

Ре­зуль­та­ты опро­са, от­ра­жен­ные в таб­ли­це, были опуб­ли­ко­ва­ны и про­ком­мен­ти­ро­ва­ны в СМИ. Какие из при­ве­ден­ных ниже вы­во­дов не­по­сред­ствен­но вы­те­ка­ют из по­лу­чен­ной в ходе опро­са ин­фор­ма­ции? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1)  В стра­не Z около 15% до­хо­дов бюд­же­та рас­хо­ду­ют­ся на об­ра­зо­ва­ние и здра­во­охра­не­ние.

2)  В стра­не Z есть граж­да­не, ко­то­рых от не­упла­ты на­ло­гов удер­жи­ва­ет толь­ко страх на­ка­за­ния.

3)  Пра­ви­тель­ству стра­ны Z сле­ду­ет осла­бить от­вет­ствен­ность за не­упла­ту на­ло­гов.

4)  Можно ска­зать, что граж­да­не стра­ны Z стали более от­вет­ствен­но от­но­сить­ся к во­про­су об упла­те на­ло­гов.

5)  В ре­зуль­та­те ре­форм в стра­не Z уста­но­ви­лось пра­во­вое го­су­дар­ство.


Ответ:

26
Тип 21 № 119
i
Развернуть

Со­ставь­те план тек­ста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

27
Тип 22 № 120
i
Развернуть

Какие фак­то­ры, по мне­нию ав­то­ра, вли­я­ют на вза­и­мо­дей­ствие людей? Ис­поль­зуя текст, ука­жи­те любые че­ты­ре фак­то­ра. При­ве­ди­те любое одно объ­яс­не­ние ав­то­ра, как какой-⁠либо фак­тор вли­я­ет на вза­и­мо­дей­ствие людей. Ука­жи­те, какие два объ­яс­не­ния дает автор тому, по­че­му школа пред­став­ля­ет собой «об­ще­ство в ми­ни­а­тю­ре».


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

28
Тип Д28 C3 № 121
i
Развернуть

Дайте два объ­яс­не­ния фразы: «Школа пред­став­ля­ет собой об­ще­ство в ми­ни­а­тю­ре».


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

29
Тип 23 № 122
i
Развернуть

Про­ил­лю­стри­руй­те тремя при­ме­ра­ми по­зи­тив­ное вли­я­ние СМИ на со­ци­а­ли­за­цию ре­бен­ка.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

30
Тип Д30 C5 № 123
i
Развернуть

12-лет­ний Юрий счи­та­ет, что в со­вре­мен­ном мире толь­ко агрес­сив­ная ма­не­ра по­ве­де­ния поз­во­ля­ет до­бить­ся успе­ха в биз­не­се и ка­рье­ре. Он часто смот­рит те­ле­ви­зи­он­ные ток-шоу, не со­от­вет­ству­ю­щие его воз­раст­ной ка­те­го­рии, ко­то­рые уси­ли­ли такие пред­став­ле­ния. Какой фраг­мент тек­ста объ­яс­ня­ет по­доб­ное вли­я­ние СМИ? При­ве­ди­те свой ар­гу­мент, ко­то­рый по­мо­жет пе­ре­убе­дить Юрия.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

31
Тип 24 № 124
i
Развернуть

Автор пишет, что воз­дей­ствие те­ле­ви­де­ния на со­ци­а­ли­за­цию ре­бен­ка так же зна­чи­тель­но, как и воз­дей­ствие ро­ди­те­лей. Пред­по­ло­жи­те, по­че­му в со­вре­мен­ном об­ще­стве со­ци­а­ли­зи­ру­ю­щее воз­дей­ствие ро­ди­те­лей на ре­бен­ка умень­ша­ет­ся. (Вы­ска­жи­те два пред­по­ло­же­ния.)


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить работу, свериться с ответами, увидеть решения.