Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 22 № 120
i

Нач­нем с во­про­са: как лич­ность раз­ви­ва­ет­ся? Лич­но­сти людей фор­ми­ру­ют­ся в про­цес­се их вза­и­мо­дей­ствия. На ха­рак­тер этих вза­и­мо­дей­ствий ока­зы­ва­ют вли­я­ние мно­гие фак­то­ры: воз­раст, ин­тел­лек­ту­аль­ный уро­вень, пол и вес... Окру­жа­ю­щая среда также может воз­дей­ство­вать на лич­ность: ре­бе­нок, вы­рос­ший в усло­ви­ях го­ло­да, обыч­но от­ста­ет от сверст­ни­ков по фи­зи­че­ско­му и ум­ствен­но­му раз­ви­тию. На­ко­нец, лич­ность в зна­чи­тель­ной мере фор­ми­ру­ет­ся на ос­но­ве сво­е­го соб­ствен­но­го ин­ди­ви­ду­аль­но­го опыта. Дру­гим важ­ным фак­то­ром фор­ми­ро­ва­ния лич­но­сти яв­ля­ет­ся куль­ту­ра: мы усва­и­ва­ем куль­ту­ру, сло­жив­шу­ю­ся в нашем об­ще­стве, под вли­я­ни­ем ро­ди­те­лей, учи­те­лей и сверст­ни­ков.

В нашем об­ще­стве дети в зна­чи­тель­ной мере усва­и­ва­ют роли и пра­ви­ла по­ве­де­ния в об­ще­стве из те­ле­ви­зи­он­ных пе­ре­дач, газет, филь­мов и дру­гих средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции (СМИ). Со­дер­жа­ние, пред­став­лен­ное в СМИ, ока­зы­ва­ет глу­бо­кое воз­дей­ствие на про­цесс со­ци­а­ли­за­ции, спо­соб­ствуя фор­ми­ро­ва­нию опре­де­лен­ных цен­но­стей и об­раз­цов по­ве­де­ния. В самом деле, не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что воз­дей­ствие те­ле­ви­де­ния в ка­че­стве аген­та со­ци­а­ли­за­ции почти так же ве­ли­ко, как вли­я­ние ро­ди­те­лей. Любой вы­пуск­ник школы уже успел по­тра­тить в сред­нем около 15  тыс. часов на про­смотр те­ле­пе­ре­дач (сюда вхо­дят, по­ми­мо всего про­че­го, около 350  тыс. ре­клам­ных объ­яв­ле­ний).

В какой мере СМИ вли­я­ют на из­ме­не­ние по­ве­де­ния? Не­ко­то­рые экс­пер­ты утвер­жда­ют, что они лишь под­креп­ля­ют идеи, уже за­во­е­вав­шие по­пу­ляр­ность: люди все­гда вы­ис­ки­ва­ют, вос­при­ни­ма­ют и за­по­ми­на­ют в первую оче­редь те факты, ко­то­рые под­твер­жда­ют их соб­ствен­ные мысли. Дру­гие счи­та­ют, что СМИ ока­зы­ва­ют вред­ное воз­дей­ствие на мо­ло­дых людей, по­ощ­ряя их не­сдер­жан­ные по­ступ­ки и от­вле­кая от таких по­лез­ных за­ня­тий, как чте­ние и об­ще­ние между собой.

В школе обу­ча­ют не толь­ко чте­нию, пись­му и ариф­ме­ти­ке, но и дают пред­став­ле­ние об об­ще­ствен­ных цен­но­стях. Школа пред­став­ля­ет собой об­ще­ство в ми­ни­а­тю­ре. Здесь про­ис­хо­дит фор­ми­ро­ва­ние лич­но­сти ре­бен­ка и его по­ве­де­ния; школа стре­мит­ся объ­еди­нить детей, про­ти­во­дей­ству­ет про­яв­ле­ни­ям ан­ти­об­ще­ствен­но­го по­ве­де­ния.

 

(По Н. Смел­зе­ру)


Какие фак­то­ры, по мне­нию ав­то­ра, вли­я­ют на вза­и­мо­дей­ствие людей? Ис­поль­зуя текст, ука­жи­те любые че­ты­ре фак­то­ра. При­ве­ди­те любое одно объ­яс­не­ние ав­то­ра, как какой-⁠либо фак­тор вли­я­ет на вза­и­мо­дей­ствие людей. Ука­жи­те, какие два объ­яс­не­ния дает автор тому, по­че­му школа пред­став­ля­ет собой «об­ще­ство в ми­ни­а­тю­ре».

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие по­ло­же­ния.

1.  Могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие фак­то­ры по тек­сту:

—  воз­раст;

—  ин­тел­лек­ту­аль­ный уро­вень;

—  пол;

—  вес;

—  окру­жа­ю­щая среда;

—  куль­ту­ра;

—  СМИ,

—  школа.

Фак­то­ры могут быть ука­за­ны в иных, близ­ких по смыс­лу фор­му­ли­ров­ках. За­счи­ты­ва­ет­ся ука­за­ние толь­ко че­ты­рех и более фак­то­ров.

2.  Дано любое объ­яс­не­ние из тек­ста, на­при­мер: «Важ­ным фак­то­ром фор­ми­ро­ва­ния лич­но­сти яв­ля­ет­ся куль­ту­ра: мы усва­и­ва­ем куль­ту­ру, сло­жив­шу­ю­ся в нашем об­ще­стве, под вли­я­ни­ем ро­ди­те­лей, учи­те­лей и сверст­ни­ков».

3.  Даны два объ­яс­не­ния:

—  в школе про­ис­хо­дит фор­ми­ро­ва­ние лич­но­сти ре­бен­ка и его по­ве­де­ния;

—  школа стре­мит­ся объ­еди­нить детей, про­ти­во­дей­ству­ет про­яв­ле­ни­ям ан­ти­об­ще­ствен­но­го по­ве­де­ния.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы

Даны пра­виль­ные от­ве­ты на три во­про­са

2

Даны пра­виль­ные от­ве­ты на любые два во­про­са

1

Дан пра­виль­ный ответ на один любой во­прос

ИЛИ

Ответ не­пра­виль­ный

0
Мак­си­маль­ный балл2
Раздел кодификатора ФИПИ: 1.3 Ин­ди­вид, ин­ди­ви­ду­аль­ность, лич­ность.
1
Тип 21 № 119
i

Со­ставь­те план тек­ста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.


2
Тип 23 № 122
i

Про­ил­лю­стри­руй­те тремя при­ме­ра­ми по­зи­тив­ное вли­я­ние СМИ на со­ци­а­ли­за­цию ре­бен­ка.


3
Тип 24 № 124
i

Автор пишет, что воз­дей­ствие те­ле­ви­де­ния на со­ци­а­ли­за­цию ре­бен­ка так же зна­чи­тель­но, как и воз­дей­ствие ро­ди­те­лей. Пред­по­ло­жи­те, по­че­му в со­вре­мен­ном об­ще­стве со­ци­а­ли­зи­ру­ю­щее воз­дей­ствие ро­ди­те­лей на ре­бен­ка умень­ша­ет­ся. (Вы­ска­жи­те два пред­по­ло­же­ния.)


4
Тип Д28 C3 № 121
i

Дайте два объ­яс­не­ния фразы: «Школа пред­став­ля­ет собой об­ще­ство в ми­ни­а­тю­ре».


5
Тип Д30 C5 № 123
i

12-лет­ний Юрий счи­та­ет, что в со­вре­мен­ном мире толь­ко агрес­сив­ная ма­не­ра по­ве­де­ния поз­во­ля­ет до­бить­ся успе­ха в биз­не­се и ка­рье­ре. Он часто смот­рит те­ле­ви­зи­он­ные ток-шоу, не со­от­вет­ству­ю­щие его воз­раст­ной ка­те­го­рии, ко­то­рые уси­ли­ли такие пред­став­ле­ния. Какой фраг­мент тек­ста объ­яс­ня­ет по­доб­ное вли­я­ние СМИ? При­ве­ди­те свой ар­гу­мент, ко­то­рый по­мо­жет пе­ре­убе­дить Юрия.