СДАМ ГИА: РЕШУ ОГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Обществознание
обществознание
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задания Д28 C3 № 1859

Опи­ра­ясь на зна­ние курса и лич­ный со­ци­аль­ный опыт, рас­крой­те смысл по­ня­тия «спра­вед­ли­вость». По­яс­ни­те мысль ав­то­ра о связи спра­вед­ли­во­сти и ра­вен­ства людей перед за­ко­ном.


Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед окружающими и самим собой. Правила, которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях, составляют нормы нравственности; они формируются стихийно и выступают как неписаные законы: им подчиняются как должному. Это и мера требований общества к людям, и мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения.

Правильной мерой требования или воздаяния является справедливость: справедливо наказание преступника; несправедливо требовать от человека больше, чем он может дать; нет справедливости вне равенства людей перед законом.

Нравственность предполагает относительную свободу воли, что обеспечивает возможность сознательного выбора определённой позиции, принятия решения и ответственности за содеянное.

Всюду, где человек связан с другими людьми определёнными отношениями, возникают взаимные обязанности. Человека побуждает выполнять свой долг осознание им интересов окружающих и своих обязательств по отношению к ним. Кроме знания моральных принципов важно ещё и переживание их. Если человек переживает несчастья людей как свои собственные, тогда он становится способен не только знать, но и переживать свой долг. Иначе говоря, долгом является то, что должно быть исполнено из моральных, а не из правовых соображений. С моральной точки зрения я должен и совершить моральный поступок, и иметь соответствующее субъективное умонастроение.

В системе нравственных категорий важное место принадлежит достоинству личности, т. е. осознанию ею своего общественного значения и права на общественное уважение и самоуважение.

 

(по материалам энциклопедии для школьников)

1
Задания Д27 C2 № 1858

Как автор ха­рак­те­ри­зу­ет нормы нрав­ствен­но­сти? (При­ве­ди­те три ха­рак­те­ри­сти­ки.)


2
Задание 23 № 1860

Какие два мо­ти­ва, по мне­нию ав­то­ра, по­буж­да­ют че­ло­ве­ка ис­пол­нять свой долг? Ис­поль­зуя факты об­ще­ствен­ной жизни и лич­ный со­ци­аль­ный опыт, про­ил­лю­стри­руй­те двумя при­ме­ра­ми эти мо­ти­вы.


3
Задание 24 № 1862

Су­ще­ству­ет мне­ние, что че­ло­век дол­жен сво­бод­но и осо­знан­но де­лать нрав­ствен­ный выбор, что при­нуж­де­ние в нрав­ствен­ной сфере не­до­пу­сти­мо. При­ве­ди­те два ар­гу­мен­та (объ­яс­не­ния) в за­щи­ту этого мне­ния.

По­яс­не­ние.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1) смысл по­ня­тия, на­при­мер: спра­вед­ли­вость – это общий прин­цип, со­глас­но ко­то­ро­му ин­ди­ви­ду­у­мы долж­ны по­лу­чать то, что они за­слу­жи­ва­ют;

2) по­яс­не­ние мысли ав­то­ра, на­при­мер: спра­вед­ли­вость воз­мож­на толь­ко тогда, когда за со­вер­ше­ние од­но­го и того же де­я­ния раз­ные люди будут нести оди­на­ко­вую от­вет­ствен­ность, т. е. в усло­ви­ях ра­вен­ства граж­дан перед за­ко­ном.

Эле­мен­ты от­ве­та могут быть при­ве­де­ны в иных близ­ких по смыс­лу фор­му­ли­ров­ках.

Может быть при­ве­де­но дру­гое по­яс­не­ние мысли ав­то­ра.