обществознание
сайты - меню - вход - новости




Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 26 № 1701

Составьте план текста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.


Человек живёт в определённой окружающей среде. Загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учёными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоёмы, моря, реки, леса, чтобы сохранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелётных птиц, лежбища морских животных. Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также ту окружающую нас природу, которая даёт людям возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила природы хорошо известна.<…>

Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его нравственной самодисциплины и социальности. А между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, он даже и не поставлен нашей наукой как нечто целое и жизненно важное для человека. <…>

Человек воспитывается в определённой, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. История открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже ворота.

 

(Д. С. Лихачёв)

Пояснение.

В пра­виль­ном ответе пунк­ты плана долж­ны соответствовать ос­нов­ным смысловым фраг­мен­там текста и от­ра­жать основную идею каж­до­го из них.

Могут быть вы­де­ле­ны следующие смыс­ло­вые фрагменты:

1) борь­ба человечества с за­гряз­не­ни­ем природной среды;

2) важ­ность сохранения куль­тур­ной среды (проблема нрав­ствен­ной экологии);

3) зна­ние истории — усло­вие развития че­ло­ве­ка (значение куль­тур­ной среды для человека).

Возможны иные фор­му­ли­ров­ки пунктов плана, не ис­ка­жа­ю­щие сути ос­нов­ной идеи фрагмента, и вы­де­ле­ние дополнительных смыс­ло­вых блоков