СДАМ ГИА: РЕШУ ОГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Обществознание
обществознание
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 22 № 151

О каком подходе к определению культуры идёт речь в тексте? В чём, по мнению автора, заключается недостаток этого подхода? Как автор характеризует связь природы человека и его деятельности?


Культуру часто определяют как «вторую природу». Культуроведы обычно относят к культуре всё рукотворное. Природа создана для человека; он же, неустанно трудясь, сотворил «вторую природу», то есть пространство культуры. Однако в таком подходе к проблеме присутствует некий изъян. Получается, будто природа не так важна для человека, как культура, в которой он сам себя выражает.

Культура, прежде всего, природный феномен, хотя бы потому, что её творец — человек — биологическое создание. Без природы не было бы культуры, потому что человек творит на природном ландшафте. Он пользуется ресурсами природы, раскрывает собственный природный потенциал. Но если бы человек не переступил пределов природы, он остался бы без культуры. Культура, следовательно, есть акт преодоления природы, выхода за границы инстинкта, сотворение того, что может надстроиться над природой.

Человеческие творения возникают первоначально в мысли, духе и лишь затем воплощаются в знаки и предметы. И поэтому в конкретном смысле есть столько культур, сколько творящих субъектов. Поэтому в пространстве и времени существуют различные культуры, разные формы и очаги культуры.

Как человеческое творение культура превосходит природу, хотя её источником, материалом и местом действия является природа. Деятельность человека не дана природой всецело, хотя и связана с тем, что природа даёт сама по себе. Природа человека, рассматриваемая без этой разумной деятельности, ограничена только способностями чувственного восприятия и инстинктами. Человек претворяет и достраивает природу. Культура — это деятельность и творчество. От истоков и до заката своей истории был, есть и будет только «человек культурный», то есть «человек творящий».

 

(По П. С. Гуревичу)

1
Задание 21 № 150

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Сибирь, Дальний Восток. Вариант 1312.
Пояснение · · Видеокурс ·

2
Задания Д28 C3 № 152

Как автор характеризует связь природы человека и его деятельности? Каково, по его мнению, содержание и результат деятельности?

Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Сибирь, Дальний Восток. Вариант 1312.

3
Задание 23 № 153

Почему, по мнению автора, «без природы не было бы культуры»? Приведите три ответа автора и проиллюстрируйте их примерами.

Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Сибирь, Дальний Восток. Вариант 1312.

4
Задание 24 № 155

Автор употребляет словосочетание «человек культурный» в широком смысле. Какого человека в современных условиях, на Ваш взгляд, можно назвать культурным? Что, по Вашему мнению, должны делать родители, чтобы их ребёнок вырос культурным человеком? (Привлекая обществоведческие знания и личный социальный опыт, укажите одну любую меру и кратко поясните своё мнение)

Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Сибирь, Дальний Восток. Вариант 1312.

Пояснение.

Должны быть даны ответы на три вопроса:

1. Ответ на первый вопрос: автор уточняет, корректирует подход к определению культуры как «второй природы».

2. Ответ на второй вопрос: недостаток этого подхода заключается в том, что, по мнению автора, получается «будто природа не так важна для человека, как культура, в которой он сам себя выражает».

3. Ответ на третий вопрос: деятельность человека не дана природой всецело, хотя связана с тем, что природа даёт сама по себе.

Ответы на вопросы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Сибирь, Дальний Восток. Вариант 1312.