Заголовок: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1302.
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ОГЭ — обществознание
Вариант № 1

ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1302.

1.  
i

Об­ще­ство в ши­ро­ком смыс­ле слова озна­ча­ет

 

1)  есте­ствен­ную среду оби­та­ния че­ло­ве­ка

2)  груп­пу людей, объ­еди­нен­ных об­щи­ми ин­те­ре­са­ми

3)  ста­дию ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия на­ро­да

4)  все че­ло­ве­че­ство в про­шлом, на­сто­я­щем и бу­ду­щем

2.  
i

Че­ло­ве­ка от жи­вот­но­го от­ли­ча­ет

 

1)  ин­стинкт са­мо­со­хра­не­ния

2)  ис­поль­зо­ва­ние при­род­ных объ­ек­тов

3)  стрем­ле­ние по­нять окру­жа­ю­щий мир

4)  спо­соб­ность при­спо­саб­ли­вать­ся к усло­ви­ям среды

3.  
i

Какой из при­ме­ров ил­лю­стри­ру­ет вли­я­ние при­ро­ды на раз­ви­тие об­ще­ства?

 

1)  сель­ско­хо­зяй­ствен­ная спе­ци­а­ли­за­ция от­дель­ных ре­ги­о­нов

2)  при­ня­тие за­ко­на об охра­не при­ро­ды

3)  ор­га­ни­за­ция био­сфер­но­го за­по­вед­ни­ка

4)  по­вы­ше­ние ква­ли­фи­ка­ции ра­бот­ни­ков лес­но­го хо­зяй­ства

4.  
i

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о фор­ми­ро­ва­нии лич­но­сти?

 

А.  Лич­ность фор­ми­ру­ет­ся во вза­и­мо­дей­ствии с окру­жа­ю­щи­ми.

Б.  Фор­ми­ро­ва­ние лич­но­сти не пре­кра­ща­ет­ся на про­тя­же­нии всей жизни че­ло­ве­ка.

 

1)  верно толь­ко А

2)  верно толь­ко Б

3)  верны оба суж­де­ния

4)  оба суж­де­ния не­вер­ны

5.  
i

Что от­ли­ча­ет науку от дру­гих об­ла­стей ду­хов­ной куль­ту­ры?

 

1)  вос­пи­та­тель­ное воз­дей­ствие на лич­ность

2)  тео­ре­ти­че­ское объ­яс­не­ние яв­ле­ний при­ро­ды и об­ще­ства

3)  ис­поль­зо­ва­ние ху­до­же­ствен­ных об­ра­зов

4)  об­ра­ще­ние к сверхъ­есте­ствен­ным силам

6.  
i

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о ре­ли­гии?

 

А.  Ре­ли­гия тре­бу­ет от ве­ру­ю­щих со­блю­де­ния опре­де­лен­ных пра­вил.

Б.  Ре­ли­гия ока­зы­ва­ет вли­я­ние на от­но­ше­ние ве­ру­ю­ще­го к окру­жа­ю­ще­му миру.

 

1)  верно толь­ко А

2)  верно толь­ко Б

3)  верны оба суж­де­ния

4)  оба суж­де­ния не­вер­ны

7.  
i

Су­ще­ству­ет не­сколь­ко зна­че­ний по­ня­тия «эко­но­ми­ка». Что ил­лю­стри­ру­ет эко­но­ми­ку как хо­зяй­ство?

 

1)  от­кры­тие сети про­до­воль­ствен­ных ги­пер­мар­ке­тов

2)  объ­яс­не­ние при­чин роста ин­фля­ции

3)  рас­чет по­ка­за­те­лей го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та

4)  про­гно­зи­ро­ва­ние спро­са на то­ва­ры

8.  
i

Что от­ли­ча­ет пред­при­ни­ма­тель­скую де­я­тель­ность?

 

1)  ре­гу­ли­ро­ва­ние за­ко­но­да­тель­ством

2)  обя­за­тель­ное ис­поль­зо­ва­ние труда на­ем­ных ра­бот­ни­ков

3)  тре­бо­ва­ние про­фес­си­о­наль­ной под­го­тов­ки участ­ни­ков

4)  на­прав­лен­ность на по­лу­че­ние при­бы­ли

9.  
i

Ра­бот­ни­ки фирмы «Ивуш­ка» яв­ля­ют­ся ее соб­ствен­ни­ка­ми. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция поз­во­лит сде­лать вывод о том, что «Ивуш­ка»  — ак­ци­о­нер­ное пред­при­я­тие?

 

1)  Пред­при­я­тие во­вре­мя упла­чи­ва­ет на­ло­ги.

2)  Фирма взяла в банке кре­дит на раз­ви­тие про­из­вод­ства.

3)  До­хо­ды рас­пре­де­ля­ют­ся между ра­бот­ни­ка­ми.

4)  Ра­бот­ни­ки по­лу­ча­ют ди­ви­ден­ды от име­ю­щих­ся у них цен­ных бумаг пред­при­я­тия.

10.  
i

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о на­ло­гах?

 

А.  Взи­ма­ние пря­мых на­ло­гов не свя­за­но с уче­том до­хо­дов или иму­ще­ства.

Б.  Ак­ци­зы от­но­сят­ся к кос­вен­ным на­ло­гам.

 

1)  верно толь­ко А

2)  верно толь­ко Б

3)  верны оба суж­де­ния

4)  оба суж­де­ния не­вер­ны

11.  
i

Со­во­куп­ность боль­ших со­ци­аль­ных групп, со­став­ля­ю­щих об­ще­ство, на­зы­ва­ют

 

1)  со­ци­аль­ны­ми от­но­ше­ни­я­ми

2)  со­ци­аль­ной струк­ту­рой

3)  со­ци­аль­ной нор­мой

4)  со­ци­аль­ной мо­биль­но­стью

12.  
i

В сред­не­ве­ко­вой Ев­ро­пе су­ще­ство­ва­ла по­сло­ви­ца: не­до­сто­ин быть муж­чи­ной тот, кто не яв­ля­ет­ся гос­по­ди­ном своей жены. Она от­ра­жа­ет от­но­ше­ния в семье

 

1)  пат­ри­ар­халь­ной

2)  де­мо­кра­ти­че­ской

3)  не­пол­ной

4)  парт­нер­ской

13.  
i

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о со­ци­аль­ных ролях?

 

А.  Со­ци­аль­ные роли усва­и­ва­ют­ся ин­ди­ви­дом в про­цес­се со­ци­а­ли­за­ции.

Б.  Все со­ци­аль­ные роли че­ло­ве­ка имеют фор­маль­ный ха­рак­тер.

 

1)  верно толь­ко А

2)  верно толь­ко Б

3)  верны оба суж­де­ния

4)  оба суж­де­ния не­вер­ны

14.  
i

Что из пе­ре­чис­лен­но­го ха­рак­те­ри­зу­ет де­мо­кра­ти­че­ский режим?

 

1)  вер­хо­вен­ство ис­пол­ни­тель­ной вла­сти

2)  ко­манд­но-⁠ад­ми­ни­стра­тив­ные ме­то­ды управ­ле­ния

3)  гос­под­ство одной об­ще­обя­за­тель­ной идео­ло­гии

4)  за­щи­та прав и сво­бод граж­дан

15.  
i

Ини­ци­а­тив­ная груп­па граж­дан вы­сту­пи­ла про­тив на­ме­чен­но­го ру­ко­вод­ством го­ро­да пе­ре­име­но­ва­ния не­сколь­ких улиц. Дан­ный факт го­во­рит о на­ли­чии

 

1)  ав­то­ри­тар­но­го ре­жи­ма

2)  граж­дан­ско­го об­ще­ства

3)  мест­но­го са­мо­управ­ле­ния

4)  по­ли­ти­че­ской си­сте­мы

16.  
i

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о по­ли­ти­ке?

 

А.  По­ли­ти­ка свя­за­на с уча­сти­ем в делах го­су­дар­ства.

Б.  По­ли­ти­ка  — это де­я­тель­ность, свя­зан­ная с от­но­ше­ни­я­ми между боль­ши­ми об­ще­ствен­ны­ми груп­па­ми по по­во­ду вла­сти.

 

1)  верно толь­ко А

2)  верно толь­ко Б

3)  верны оба суж­де­ния

4)  оба суж­де­ния не­вер­ны

17.  
i

Нор­ма­тив­ный пра­во­вой акт, в от­ли­чие от дру­гих ис­точ­ни­ков (форм) права,

 

1)  при­ни­ма­ет­ся ком­пе­тент­ным го­су­дар­ствен­ным ор­га­ном (долж­ност­ным лицом)

2)  обес­пе­чи­ва­ет­ся силой об­ще­ствен­но­го мне­ния

3)  фик­си­ру­ет ре­ше­ние суда по кон­крет­но­му делу

4)  от­ра­жа­ет пред­став­ле­ние об­ще­ства о спра­вед­ли­во­сти

18.  
i

Осо­бым пра­вом ре­бен­ка яв­ля­ет­ся право на

 

1)  за­щи­ту от про­из­воль­но­го вме­ша­тель­ства в лич­ную жизнь

2)  опеку при по­те­ре ро­ди­те­лей

3)  ува­же­ние до­сто­ин­ства лич­но­сти

4)  сво­бо­ду мысли, со­ве­сти и ре­ли­гии

19.  
i

Инна сдала в хим­чист­ку шубу. Но при­ем­щик не пре­ду­пре­дил ее о том, что, воз­мож­но, после хим­чист­ки может не­мно­го из­ме­нить­ся окрас меха. Нормы какой от­рас­ли права были на­ру­ше­ны в дан­ной си­ту­а­ции?

 

1)  тру­до­во­го права

2)  уго­лов­но­го права

3)  ад­ми­ни­стра­тив­но­го права

4)  граж­дан­ско­го права

20.  
i

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об юри­ди­че­ской от­вет­ствен­но­сти?

 

А.  Юри­ди­че­ская от­вет­ствен­ность при­зва­на вос­ста­нав­ли­вать на­ру­шен­ные права граж­дан, по­стра­дав­ших от пра­во­на­ру­ше­ния.

Б.  Юри­ди­че­ская от­вет­ствен­ность вы­ра­жа­ет­ся в том, что в от­но­ше­нии лица, вина ко­то­ро­го до­ка­за­на, при­ме­ня­ют­ся меры го­су­дар­ствен­но­го при­нуж­де­ния.

 

1)  верно толь­ко А

2)  верно толь­ко Б

3)  верны оба суж­де­ния

4)  оба суж­де­ния не­вер­ны

21.  
i

Школь­ник Иван го­то­вит­ся к эк­за­ме­ну по химии, а его брат иг­ра­ет с мо­де­лью же­лез­ной до­ро­ги. Срав­ни­те две формы (вида) де­я­тель­но­сти, упо­мя­ну­тые в усло­вии за­да­ния: учебу и игру. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку  — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт раз­ли­чия:

 

1)  со­блю­де­ние опре­де­лен­ных норм и пра­вил

2)  со­зда­ние во­об­ра­жа­е­мой об­ста­нов­ки

3)  ис­поль­зо­ва­ние раз­лич­ных пред­ме­тов

4)  це­ле­на­прав­лен­ное по­лу­че­ние зна­ний

 

Черты сход­стваЧерты раз­ли­чия
22.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми де­я­тель­но­сти го­су­дар­ства и функ­ци­я­ми го­су­дар­ства в ры­ноч­ной эко­но­ми­ке: к каж­до­му эле­мен­ту, дан­но­му в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

 

ПРИ­МЕ­РЫ ДЕ­Я­ТЕЛЬ­НО­СТИ ГО­СУ­ДАР­СТВА

А)  обес­пе­че­ние охра­ны пра­во­по­ряд­ка

Б)  ор­га­ни­за­ция ра­бо­ты об­ще­ствен­но­го транс­пор­та

В)  вы­пла­та пен­сий, суб­си­дий

Г)  го­су­дар­ствен­ное фи­нан­си­ро­ва­ние стро­и­тель­ства ди­а­гно­сти­че­ских ме­ди­цин­ских цен­тров

Д)  бес­плат­ное обес­пе­че­ние от­дель­ных групп граж­дан ле­кар­ствен­ны­ми пре­па­ра­та­ми

ФУНК­ЦИИ ГО­СУ­ДАР­СТВА В РЫ­НОЧ­НОЙ ЭКО­НО­МИ­КЕ

1)  со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние на­се­ле­ния

2)  про­из­вод­ство об­ще­ствен­ных благ

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД
23.  
i

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го от­ме­че­но бук­вой.

 

(А) С на­ча­ла XXI века в стра­не Z про­во­дит­ся ре­фор­ма го­су­дар­ствен­ной вла­сти. (Б) По дан­ным ста­ти­сти­че­ских ис­сле­до­ва­ний, доля граж­дан, в пол­ной мере ре­а­ли­зу­ю­щих свои по­ли­ти­че­ские права и сво­бо­ды, уве­ли­чи­лась вдвое. (В) Ре­зуль­та­ты пре­об­ра­зо­ва­ний, ско­рее всего, сов­па­ли с на­деж­да­ми ре­фор­ма­то­ров.

 

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста:

 

1)  от­ра­жа­ют факты

2)  вы­ра­жа­ют мне­ния

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих по­ло­же­ний.

АБВ
24.  
i

В стра­нах Z и Y один из фон­дов изу­че­ния об­ще­ствен­но­го мне­ния про­вел среди со­вер­шен­но­лет­них граж­дан опрос: «До­ве­ря­е­те ли Вы пра­во­охра­ни­тель­ным ор­га­нам?».

 

По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты (в % от числа опро­шен­ных) пред­став­ле­ны в виде диа­грам­мы.

Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диа­грам­мы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1)  Доля тех, кто до­ве­ря­ет пра­во­охра­ни­тель­ным ор­га­нам, по­то­му что они за­щи­ща­ют права и за­кон­ные ин­те­ре­сы граж­дан, в стра­не Z боль­ше, чем в стра­не Y.

2)  Доля тех, кто до­ве­ря­ет пра­во­охра­ни­тель­ным ор­га­нам, так как там ра­бо­та­ют на­сто­я­щие про­фес­си­о­на­лы, в стра­не Z ниже, чем в стра­не Y.

3)  В стра­не Z более по­ло­ви­ны опро­шен­ных до­ве­ря­ют пра­во­охра­ни­тель­ным ор­га­нам, так как уве­ре­ны в их про­фес­си­о­на­лиз­ме.

4)  В стра­не Y оди­на­ко­вые доли опро­шен­ных от­но­сят­ся к пра­во­охра­ни­тель­ным ор­га­нам с опа­се­ни­ем и не до­ве­ря­ют им.

5)  В стра­не Z боль­шая часть опро­шен­ных, по срав­не­нию со стра­ной Y, ис­пы­та­ли труд­но­сти при от­ве­те на по­став­лен­ный во­прос.

25.  
i

В стра­нах Z и Y один из фон­дов изу­че­ния об­ще­ствен­но­го мне­ния про­вел среди со­вер­шен­но­лет­них граж­дан опрос: «До­ве­ря­е­те ли Вы пра­во­охра­ни­тель­ным ор­га­нам?». По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты (в % от числа опро­шен­ных) пред­став­ле­ны в виде диа­грам­мы.

Ре­зуль­та­ты опро­са, от­ра­жен­ные в диа­грам­ме, были опуб­ли­ко­ва­ны и про­ком­мен­ти­ро­ва­ны в СМИ. Какие из при­ве­ден­ных ниже вы­во­дов не­по­сред­ствен­но вы­те­ка­ют из по­лу­чен­ной в ходе опро­са ин­фор­ма­ции? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1)  В стра­не Z су­ще­ству­ют более бла­го­при­ят­ные, чем в стра­не Y, усло­вия для раз­ви­тия пра­во­во­го го­су­дар­ства.

2)  Пра­ви­тель­ству стра­ны Y сле­ду­ет вы­явить и при­влечь к от­вет­ствен­но­сти на­ру­ша­ю­щих закон со­труд­ни­ков пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нов.

3)  В стра­не Z де­я­тель­ность пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нов кон­тро­ли­ру­ет­ся ин­сти­ту­та­ми граж­дан­ско­го об­ще­ства.

4)  Пра­ви­тель­ству стра­ны Y це­ле­со­об­раз­но ор­га­ни­зо­вать более по­дроб­ное осве­ще­ние в СМИ де­я­тель­но­сти пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нов.

5)  В стра­нах Y и Z про­во­дят­ся ре­фор­мы пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нов и су­деб­ной си­сте­мы.

26.  
i

Под угро­зой сей­час на­хо­дит­ся боль­шин­ство остав­ших­ся выс­ших видов рас­те­ний и жи­вот­ных. Те из них, ко­то­рые че­ло­век из­брал для удо­вле­тво­ре­ния своих по­треб­но­стей, давно уже при­спо­соб­ле­ны к его тре­бо­ва­ни­ям с един­ствен­ной целью  — про­из­во­дить для него как можно боль­ше пищи и сырья. На них уже более не рас­про­стра­ня­ет­ся дар­ви­нов­ский закон есте­ствен­но­го от­бо­ра, ко­то­рый обес­пе­чи­ва­ет ге­не­ти­че­скую эво­лю­цию и при­спо­соб­ля­е­мость диких видов. Впро­чем, и те виды, ко­то­рым че­ло­век не смог найти не­по­сред­ствен­ное при­ме­не­ние, тоже об­ре­че­ны. Их есте­ствен­ная оби­тель и их ре­сур­сы были от­ня­ты и без­жа­лост­но раз­ру­ше­ны в це­ле­устрем­лен­ном про­дви­же­нии че­ло­ве­че­ства впе­ред. Не менее пе­чаль­ная участь ждет и не­тро­ну­тую дикую при­ро­ду, ко­то­рая все еще нужна как есте­ствен­ная среда оби­та­ния са­мо­го че­ло­ве­ка для его фи­зи­че­ской и ду­хов­ной жизни. Ведь, на­ру­шая эко­ло­ги­че­ское рав­но­ве­сие и не­по­пра­ви­мо со­кра­щая жиз­не­обес­пе­чи­ва­ю­щую ем­кость пла­не­ты, че­ло­век таким путем может в конце кон­цов сам рас­пра­вить­ся со своим соб­ствен­ным видом не хуже атом­ной бомбы.

И это не един­ствен­ное, в чем новая бла­го­при­об­ре­тен­ная мощь че­ло­ве­ка от­ра­зи­лась на его соб­ствен­ном по­ло­же­нии. Со­вре­мен­ный че­ло­век стал доль­ше жить, что при­ве­ло к де­мо­гра­фи­че­ско­му взры­ву. Он на­учил­ся про­из­во­дить боль­ше, чем когда бы то ни было, все­воз­мож­ных вещей, и к тому же в зна­чи­тель­но более ко­рот­кие сроки. Упо­до­бив­шись Гар­ган­тюа, он раз­вил в себе не­на­сыт­ный ап­пе­тит к по­треб­ле­нию и об­ла­да­нию, про­из­во­дя все боль­ше и боль­ше, во­вле­кая себя в по­роч­ный круг роста, ко­то­ро­му не видно конца.

Ро­ди­лось яв­ле­ние, ко­то­рое стали на­зы­вать про­мыш­лен­ной, на­уч­ной, а чаще на­уч­но-⁠тех­ни­че­ской ре­во­лю­ци­ей. По­след­няя на­ча­лась тогда, когда че­ло­век понял, что может эф­фек­тив­но и в про­мыш­лен­ных мас­шта­бах при­ме­нять на прак­ти­ке свои на­уч­ные зна­ния об окру­жа­ю­щем мире. Этот про­цесс идет сей­час пол­ным ходом и все на­би­ра­ет и на­би­ра­ет ско­рость.

 

(По А. Печ­чеи)


Со­ставь­те план тек­ста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.

27.  
i

Под угро­зой сей­час на­хо­дит­ся боль­шин­ство остав­ших­ся выс­ших видов рас­те­ний и жи­вот­ных. Те из них, ко­то­рые че­ло­век из­брал для удо­вле­тво­ре­ния своих по­треб­но­стей, давно уже при­спо­соб­ле­ны к его тре­бо­ва­ни­ям с един­ствен­ной целью  — про­из­во­дить для него как можно боль­ше пищи и сырья. На них уже более не рас­про­стра­ня­ет­ся дар­ви­нов­ский закон есте­ствен­но­го от­бо­ра, ко­то­рый обес­пе­чи­ва­ет ге­не­ти­че­скую эво­лю­цию и при­спо­соб­ля­е­мость диких видов. Впро­чем, и те виды, ко­то­рым че­ло­век не смог найти не­по­сред­ствен­ное при­ме­не­ние, тоже об­ре­че­ны. Их есте­ствен­ная оби­тель и их ре­сур­сы были от­ня­ты и без­жа­лост­но раз­ру­ше­ны в це­ле­устрем­лен­ном про­дви­же­нии че­ло­ве­че­ства впе­ред. Не менее пе­чаль­ная участь ждет и не­тро­ну­тую дикую при­ро­ду, ко­то­рая все еще нужна как есте­ствен­ная среда оби­та­ния са­мо­го че­ло­ве­ка для его фи­зи­че­ской и ду­хов­ной жизни. Ведь, на­ру­шая эко­ло­ги­че­ское рав­но­ве­сие и не­по­пра­ви­мо со­кра­щая жиз­не­обес­пе­чи­ва­ю­щую ем­кость пла­не­ты, че­ло­век таким путем может в конце кон­цов сам рас­пра­вить­ся со своим соб­ствен­ным видом не хуже атом­ной бомбы.

И это не един­ствен­ное, в чем новая бла­го­при­об­ре­тен­ная мощь че­ло­ве­ка от­ра­зи­лась на его соб­ствен­ном по­ло­же­нии. Со­вре­мен­ный че­ло­век стал доль­ше жить, что при­ве­ло к де­мо­гра­фи­че­ско­му взры­ву. Он на­учил­ся про­из­во­дить боль­ше, чем когда бы то ни было, все­воз­мож­ных вещей, и к тому же в зна­чи­тель­но более ко­рот­кие сроки. Упо­до­бив­шись Гар­ган­тюа, он раз­вил в себе не­на­сыт­ный ап­пе­тит к по­треб­ле­нию и об­ла­да­нию, про­из­во­дя все боль­ше и боль­ше, во­вле­кая себя в по­роч­ный круг роста, ко­то­ро­му не видно конца.

Ро­ди­лось яв­ле­ние, ко­то­рое стали на­зы­вать про­мыш­лен­ной, на­уч­ной, а чаще на­уч­но-⁠тех­ни­че­ской ре­во­лю­ци­ей. По­след­няя на­ча­лась тогда, когда че­ло­век понял, что может эф­фек­тив­но и в про­мыш­лен­ных мас­шта­бах при­ме­нять на прак­ти­ке свои на­уч­ные зна­ния об окру­жа­ю­щем мире. Этот про­цесс идет сей­час пол­ным ходом и все на­би­ра­ет и на­би­ра­ет ско­рость.

 

(По А. Печ­чеи)


Какие ком­по­нен­ты при­род­ной среды вы­де­ля­ет автор? Ука­жи­те их. Какую оцен­ку их со­сто­я­нию он дает? (Ука­жи­те любую одну оцен­ку од­но­го из ком­по­нен­тов.) Пред­по­ло­жи­те, по­че­му по­сто­ян­ный рост про­из­вод­ства и по­треб­ле­ния угро­жа­ет бу­ду­ще­му че­ло­ве­че­ства. Вы­ска­жи­те два пред­по­ло­же­ния.

28.  
i

Под угро­зой сей­час на­хо­дит­ся боль­шин­ство остав­ших­ся выс­ших видов рас­те­ний и жи­вот­ных. Те из них, ко­то­рые че­ло­век из­брал для удо­вле­тво­ре­ния своих по­треб­но­стей, давно уже при­спо­соб­ле­ны к его тре­бо­ва­ни­ям с един­ствен­ной целью  — про­из­во­дить для него как можно боль­ше пищи и сырья. На них уже более не рас­про­стра­ня­ет­ся дар­ви­нов­ский закон есте­ствен­но­го от­бо­ра, ко­то­рый обес­пе­чи­ва­ет ге­не­ти­че­скую эво­лю­цию и при­спо­соб­ля­е­мость диких видов. Впро­чем, и те виды, ко­то­рым че­ло­век не смог найти не­по­сред­ствен­ное при­ме­не­ние, тоже об­ре­че­ны. Их есте­ствен­ная оби­тель и их ре­сур­сы были от­ня­ты и без­жа­лост­но раз­ру­ше­ны в це­ле­устрем­лен­ном про­дви­же­нии че­ло­ве­че­ства впе­ред. Не менее пе­чаль­ная участь ждет и не­тро­ну­тую дикую при­ро­ду, ко­то­рая все еще нужна как есте­ствен­ная среда оби­та­ния са­мо­го че­ло­ве­ка для его фи­зи­че­ской и ду­хов­ной жизни. Ведь, на­ру­шая эко­ло­ги­че­ское рав­но­ве­сие и не­по­пра­ви­мо со­кра­щая жиз­не­обес­пе­чи­ва­ю­щую ем­кость пла­не­ты, че­ло­век таким путем может в конце кон­цов сам рас­пра­вить­ся со своим соб­ствен­ным видом не хуже атом­ной бомбы.

И это не един­ствен­ное, в чем новая бла­го­при­об­ре­тен­ная мощь че­ло­ве­ка от­ра­зи­лась на его соб­ствен­ном по­ло­же­нии. Со­вре­мен­ный че­ло­век стал доль­ше жить, что при­ве­ло к де­мо­гра­фи­че­ско­му взры­ву. Он на­учил­ся про­из­во­дить боль­ше, чем когда бы то ни было, все­воз­мож­ных вещей, и к тому же в зна­чи­тель­но более ко­рот­кие сроки. Упо­до­бив­шись Гар­ган­тюа, он раз­вил в себе не­на­сыт­ный ап­пе­тит к по­треб­ле­нию и об­ла­да­нию, про­из­во­дя все боль­ше и боль­ше, во­вле­кая себя в по­роч­ный круг роста, ко­то­ро­му не видно конца.

Ро­ди­лось яв­ле­ние, ко­то­рое стали на­зы­вать про­мыш­лен­ной, на­уч­ной, а чаще на­уч­но-⁠тех­ни­че­ской ре­во­лю­ци­ей. По­след­няя на­ча­лась тогда, когда че­ло­век понял, что может эф­фек­тив­но и в про­мыш­лен­ных мас­шта­бах при­ме­нять на прак­ти­ке свои на­уч­ные зна­ния об окру­жа­ю­щем мире. Этот про­цесс идет сей­час пол­ным ходом и все на­би­ра­ет и на­би­ра­ет ско­рость.

 

(По А. Печ­чеи)


Пред­по­ло­жи­те, по­че­му по­сто­ян­ный рост про­из­вод­ства и по­треб­ле­ния угро­жа­ет бу­ду­ще­му че­ло­ве­че­ства. Вы­ска­жи­те два пред­по­ло­же­ния.

29.  
i

Под угро­зой сей­час на­хо­дит­ся боль­шин­ство остав­ших­ся выс­ших видов рас­те­ний и жи­вот­ных. Те из них, ко­то­рые че­ло­век из­брал для удо­вле­тво­ре­ния своих по­треб­но­стей, давно уже при­спо­соб­ле­ны к его тре­бо­ва­ни­ям с един­ствен­ной целью  — про­из­во­дить для него как можно боль­ше пищи и сырья. На них уже более не рас­про­стра­ня­ет­ся дар­ви­нов­ский закон есте­ствен­но­го от­бо­ра, ко­то­рый обес­пе­чи­ва­ет ге­не­ти­че­скую эво­лю­цию и при­спо­соб­ля­е­мость диких видов. Впро­чем, и те виды, ко­то­рым че­ло­век не смог найти не­по­сред­ствен­ное при­ме­не­ние, тоже об­ре­че­ны. Их есте­ствен­ная оби­тель и их ре­сур­сы были от­ня­ты и без­жа­лост­но раз­ру­ше­ны в це­ле­устрем­лен­ном про­дви­же­нии че­ло­ве­че­ства впе­ред. Не менее пе­чаль­ная участь ждет и не­тро­ну­тую дикую при­ро­ду, ко­то­рая все еще нужна как есте­ствен­ная среда оби­та­ния са­мо­го че­ло­ве­ка для его фи­зи­че­ской и ду­хов­ной жизни. Ведь, на­ру­шая эко­ло­ги­че­ское рав­но­ве­сие и не­по­пра­ви­мо со­кра­щая жиз­не­обес­пе­чи­ва­ю­щую ем­кость пла­не­ты, че­ло­век таким путем может в конце кон­цов сам рас­пра­вить­ся со своим соб­ствен­ным видом не хуже атом­ной бомбы.

И это не един­ствен­ное, в чем новая бла­го­при­об­ре­тен­ная мощь че­ло­ве­ка от­ра­зи­лась на его соб­ствен­ном по­ло­же­нии. Со­вре­мен­ный че­ло­век стал доль­ше жить, что при­ве­ло к де­мо­гра­фи­че­ско­му взры­ву. Он на­учил­ся про­из­во­дить боль­ше, чем когда бы то ни было, все­воз­мож­ных вещей, и к тому же в зна­чи­тель­но более ко­рот­кие сроки. Упо­до­бив­шись Гар­ган­тюа, он раз­вил в себе не­на­сыт­ный ап­пе­тит к по­треб­ле­нию и об­ла­да­нию, про­из­во­дя все боль­ше и боль­ше, во­вле­кая себя в по­роч­ный круг роста, ко­то­ро­му не видно конца.

Ро­ди­лось яв­ле­ние, ко­то­рое стали на­зы­вать про­мыш­лен­ной, на­уч­ной, а чаще на­уч­но-⁠тех­ни­че­ской ре­во­лю­ци­ей. По­след­няя на­ча­лась тогда, когда че­ло­век понял, что может эф­фек­тив­но и в про­мыш­лен­ных мас­шта­бах при­ме­нять на прак­ти­ке свои на­уч­ные зна­ния об окру­жа­ю­щем мире. Этот про­цесс идет сей­час пол­ным ходом и все на­би­ра­ет и на­би­ра­ет ско­рость.

 

(По А. Печ­чеи)


В какой мо­мент, по мне­нию ав­то­ра, на­ча­лась на­уч­но-⁠тех­ни­че­ская ре­во­лю­ция? Ис­поль­зуя факты об­ще­ствен­ной жизни, на­зо­ви­те любые два круп­ней­ших на­уч­но-⁠тех­ни­че­ских до­сти­же­ния че­ло­ве­че­ства в XX  веке и крат­ко по­яс­ни­те свой выбор.

30.  
i

Под угро­зой сей­час на­хо­дит­ся боль­шин­ство остав­ших­ся выс­ших видов рас­те­ний и жи­вот­ных. Те из них, ко­то­рые че­ло­век из­брал для удо­вле­тво­ре­ния своих по­треб­но­стей, давно уже при­спо­соб­ле­ны к его тре­бо­ва­ни­ям с един­ствен­ной целью  — про­из­во­дить для него как можно боль­ше пищи и сырья. На них уже более не рас­про­стра­ня­ет­ся дар­ви­нов­ский закон есте­ствен­но­го от­бо­ра, ко­то­рый обес­пе­чи­ва­ет ге­не­ти­че­скую эво­лю­цию и при­спо­соб­ля­е­мость диких видов. Впро­чем, и те виды, ко­то­рым че­ло­век не смог найти не­по­сред­ствен­ное при­ме­не­ние, тоже об­ре­че­ны. Их есте­ствен­ная оби­тель и их ре­сур­сы были от­ня­ты и без­жа­лост­но раз­ру­ше­ны в це­ле­устрем­лен­ном про­дви­же­нии че­ло­ве­че­ства впе­ред. Не менее пе­чаль­ная участь ждет и не­тро­ну­тую дикую при­ро­ду, ко­то­рая все еще нужна как есте­ствен­ная среда оби­та­ния са­мо­го че­ло­ве­ка для его фи­зи­че­ской и ду­хов­ной жизни. Ведь, на­ру­шая эко­ло­ги­че­ское рав­но­ве­сие и не­по­пра­ви­мо со­кра­щая жиз­не­обес­пе­чи­ва­ю­щую ем­кость пла­не­ты, че­ло­век таким путем может в конце кон­цов сам рас­пра­вить­ся со своим соб­ствен­ным видом не хуже атом­ной бомбы.

И это не един­ствен­ное, в чем новая бла­го­при­об­ре­тен­ная мощь че­ло­ве­ка от­ра­зи­лась на его соб­ствен­ном по­ло­же­нии. Со­вре­мен­ный че­ло­век стал доль­ше жить, что при­ве­ло к де­мо­гра­фи­че­ско­му взры­ву. Он на­учил­ся про­из­во­дить боль­ше, чем когда бы то ни было, все­воз­мож­ных вещей, и к тому же в зна­чи­тель­но более ко­рот­кие сроки. Упо­до­бив­шись Гар­ган­тюа, он раз­вил в себе не­на­сыт­ный ап­пе­тит к по­треб­ле­нию и об­ла­да­нию, про­из­во­дя все боль­ше и боль­ше, во­вле­кая себя в по­роч­ный круг роста, ко­то­ро­му не видно конца.

Ро­ди­лось яв­ле­ние, ко­то­рое стали на­зы­вать про­мыш­лен­ной, на­уч­ной, а чаще на­уч­но-⁠тех­ни­че­ской ре­во­лю­ци­ей. По­след­няя на­ча­лась тогда, когда че­ло­век понял, что может эф­фек­тив­но и в про­мыш­лен­ных мас­шта­бах при­ме­нять на прак­ти­ке свои на­уч­ные зна­ния об окру­жа­ю­щем мире. Этот про­цесс идет сей­час пол­ным ходом и все на­би­ра­ет и на­би­ра­ет ско­рость.

 

(По А. Печ­чеи)


В 1900 г. на­се­ле­ние Земли до­стиг­ло 1650 млн че­ло­век; в 1926 г. оно со­ста­ви­ло 2 млрд че­ло­век; на тре­тий мил­ли­ард ушло 34 года; сле­ду­ю­щий мил­ли­ард до­ба­вил­ся за 14 лет; затем  — за 13; уве­ли­че­ние на­се­ле­ния с 5 до 6 млрд че­ло­век за­ня­ло 12 лет и за­вер­ши­лось в 1999 г. Какую идею ав­то­ра ил­лю­стри­ру­ют при­ве­ден­ные факты? В чем опас­ность про­дол­жа­ю­ще­го­ся роста чис­лен­но­сти на­се­ле­ния Земли?

31.  
i

Под угро­зой сей­час на­хо­дит­ся боль­шин­ство остав­ших­ся выс­ших видов рас­те­ний и жи­вот­ных. Те из них, ко­то­рые че­ло­век из­брал для удо­вле­тво­ре­ния своих по­треб­но­стей, давно уже при­спо­соб­ле­ны к его тре­бо­ва­ни­ям с един­ствен­ной целью  — про­из­во­дить для него как можно боль­ше пищи и сырья. На них уже более не рас­про­стра­ня­ет­ся дар­ви­нов­ский закон есте­ствен­но­го от­бо­ра, ко­то­рый обес­пе­чи­ва­ет ге­не­ти­че­скую эво­лю­цию и при­спо­соб­ля­е­мость диких видов. Впро­чем, и те виды, ко­то­рым че­ло­век не смог найти не­по­сред­ствен­ное при­ме­не­ние, тоже об­ре­че­ны. Их есте­ствен­ная оби­тель и их ре­сур­сы были от­ня­ты и без­жа­лост­но раз­ру­ше­ны в це­ле­устрем­лен­ном про­дви­же­нии че­ло­ве­че­ства впе­ред. Не менее пе­чаль­ная участь ждет и не­тро­ну­тую дикую при­ро­ду, ко­то­рая все еще нужна как есте­ствен­ная среда оби­та­ния са­мо­го че­ло­ве­ка для его фи­зи­че­ской и ду­хов­ной жизни. Ведь, на­ру­шая эко­ло­ги­че­ское рав­но­ве­сие и не­по­пра­ви­мо со­кра­щая жиз­не­обес­пе­чи­ва­ю­щую ем­кость пла­не­ты, че­ло­век таким путем может в конце кон­цов сам рас­пра­вить­ся со своим соб­ствен­ным видом не хуже атом­ной бомбы.

И это не един­ствен­ное, в чем новая бла­го­при­об­ре­тен­ная мощь че­ло­ве­ка от­ра­зи­лась на его соб­ствен­ном по­ло­же­нии. Со­вре­мен­ный че­ло­век стал доль­ше жить, что при­ве­ло к де­мо­гра­фи­че­ско­му взры­ву. Он на­учил­ся про­из­во­дить боль­ше, чем когда бы то ни было, все­воз­мож­ных вещей, и к тому же в зна­чи­тель­но более ко­рот­кие сроки. Упо­до­бив­шись Гар­ган­тюа, он раз­вил в себе не­на­сыт­ный ап­пе­тит к по­треб­ле­нию и об­ла­да­нию, про­из­во­дя все боль­ше и боль­ше, во­вле­кая себя в по­роч­ный круг роста, ко­то­ро­му не видно конца.

Ро­ди­лось яв­ле­ние, ко­то­рое стали на­зы­вать про­мыш­лен­ной, на­уч­ной, а чаще на­уч­но-⁠тех­ни­че­ской ре­во­лю­ци­ей. По­след­няя на­ча­лась тогда, когда че­ло­век понял, что может эф­фек­тив­но и в про­мыш­лен­ных мас­шта­бах при­ме­нять на прак­ти­ке свои на­уч­ные зна­ния об окру­жа­ю­щем мире. Этот про­цесс идет сей­час пол­ным ходом и все на­би­ра­ет и на­би­ра­ет ско­рость.

 

(По А. Печ­чеи)


Автор пишет, что дикая при­ро­да не­об­хо­ди­ма для ду­хов­ной жизни че­ло­ве­ка. При­ве­ди­те два объ­яс­не­ния этого мне­ния.