Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 24 № 868
i

Об ин­тел­ли­гент­но­сти

Че­ло­век дол­жен быть ин­тел­ли­ген­тен. А если у него про­фес­сия не тре­бу­ет ин­тел­ли­гент­но­сти? А если он не смог по­лу­чить об­ра­зо­ва­ния: так сло­жи­лись об­сто­я­тель­ства? А если окру­жа­ю­щая среда не поз­во­ля­ет? А если ин­тел­ли­гент­ность сде­ла­ет его «белой во­ро­ной» среди его со­слу­жив­цев, дру­зей, род­ных, будет про­сто ме­шать его сбли­же­нию с дру­ги­ми лю­дь­ми?

Нет, нет и нет! Ин­тел­ли­гент­ность нужна при всех об­сто­я­тель­ствах. Она нужна и для окру­жа­ю­щих, и для са­мо­го че­ло­ве­ка...

Мно­гие ду­ма­ют: ин­тел­ли­гент­ный че­ло­век  — это тот, ко­то­рый много читал, по­лу­чил хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние (и даже по пре­иму­ще­ству гу­ма­ни­тар­ное), много пу­те­ше­ство­вал, знает не­сколь­ко язы­ков.

А между тем можно иметь все это и быть не­ин­тел­ли­гент­ным, и можно ничем этим не об­ла­дать в боль­шой сте­пе­ни, а быть все-таки внут­рен­не ин­тел­ли­гент­ным че­ло­ве­ком.

Ли­ши­те под­лин­но ин­тел­ли­гент­но­го че­ло­ве­ка пол­но­стью его па­мя­ти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать клас­си­ков ли­те­ра­ту­ры, не будет пом­нить ве­ли­чай­шие про­из­ве­де­ния ис­кус­ства, за­бу­дет важ­ней­шие ис­то­ри­че­ские со­бы­тия, но если при этом он со­хра­нит вос­при­им­чи­вость к куль­тур­ным цен­но­стям, эс­те­ти­че­ское чутье, смо­жет от­ли­чить на­сто­я­щее про­из­ве­де­ние ис­кус­ства от гру­бой «шту­ко­ви­ны», сде­лан­ной толь­ко, чтобы уди­вить, если он смо­жет вос­хи­тить­ся кра­со­той при­ро­ды, по­нять ха­рак­тер и ин­ди­ви­ду­аль­ность дру­го­го че­ло­ве­ка, войти в его по­ло­же­ние, а поняв дру­го­го че­ло­ве­ка, по­мочь ему, не про­явит гру­бо­сти, рав­но­ду­шия, зло­рад­ства, за­ви­сти, а оце­нит дру­го­го по до­сто­ин­ству,  — вот это и будет ин­тел­ли­гент­ный че­ло­век... Ин­тел­ли­гент­ность не толь­ко в зна­ни­ях, а в спо­соб­но­стях к по­ни­ма­нию дру­го­го.

 

(Д. С. Ли­ха­чев)


Как, по-⁠ва­ше­му, дол­жен вести себя че­ло­век, ко­то­ро­го «ин­тел­ли­гент­ность сде­ла­ет... «белой во­ро­ной» среди его со­слу­жив­цев, дру­зей, род­ных, будет про­сто ме­шать его сбли­же­нию с дру­ги­ми лю­дь­ми»? Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста, об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и лич­ный опыт, вы­ска­жи­те два суж­де­ния.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Могут быть вы­ска­за­ны сле­ду­ю­щие суж­де­ния.

Как дол­жен вести себя ин­тел­ли­гент­ный че­ло­век? Он дол­жен пре­жде всего уметь по­ни­мать дру­гих людей, не про­яв­лять гру­бо­сти, рав­но­ду­шия, зло­рад­ства, за­ви­сти. Ин­тел­ли­гент­ный че­ло­век дол­жен со­хра­нять вос­при­им­чи­вость к куль­тур­ным цен­но­стям, иметь эс­те­ти­че­ское чутье.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы

Дан пра­виль­ный ответ, при­ве­де­ны два обос­но­ва­ния (ар­гу­мен­та)

2

Дан пра­виль­ный ответ, при­ве­де­но одно обос­но­ва­ние (ар­гу­мент)

ИЛИ Пра­виль­ный ответ в явном виде не дан, но по­ня­тен по кон­тек­сту при­ведённых двух обос­но­ва­ний (ар­гу­мен­тов)

1

Дан толь­ко пра­виль­ный ответ

ИЛИ При­ве­де­но толь­ко одно обос­но­ва­ние (ар­гу­мент)

ИЛИ Дан не­пра­виль­ный ответ при любом ко­ли­че­стве ар­гу­мен­тов

ИЛИ При­ве­де­ны рас­суж­де­ния об­ще­го ха­рак­те­ра, не со­от­вет­ству­ю­щие тре­бо­ва­нию за­да­ния

ИЛИ Ответ не­пра­виль­ный

0
Мак­си­маль­ный балл2
Раздел кодификатора ФИПИ: 1.3 Ин­ди­вид, ин­ди­ви­ду­аль­ность, лич­ность.
1
Тип 21 № 398
i

Со­ставь­те план тек­ста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.


2
Тип 22 № 864
i

С ка­ки­ми ка­че­ства­ми мно­гие люди, по мне­нию Д. С. Ли­ха­че­ва, свя­зы­ва­ют ин­тел­ли­гент­ность? На­зо­ви­те че­ты­ре ка­че­ства. Какие ка­че­ства, при­су­щие под­лин­но ин­тел­ли­гент­но­му че­ло­ве­ку, при­ве­де­ны в тек­сте? На­зо­ви­те любые че­ты­ре ка­че­ства. Для кого, по мне­нию ав­то­ра, нужна ин­тел­ли­гент­ность?


3
Тип 23 № 401
i

Объ­яс­ни­те утвер­жде­ние ав­то­ра о том, что «ин­тел­ли­гент­ность нужна и для окру­жа­ю­щих, и для са­мо­го че­ло­ве­ка». С опо­рой на текст и лич­ный опыт при­ве­ди­те три объ­яс­не­ния.


4
Тип 24 № 403
i

Как, по-⁠ва­ше­му, дол­жен вести себя че­ло­век, ко­то­ро­го «ин­тел­ли­гент­ность сде­ла­ет... «белой во­ро­ной» среди его со­слу­жив­цев, дру­зей, род­ных, будет про­сто ме­шать его сбли­же­нию с дру­ги­ми лю­дь­ми»? Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста, об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и лич­ный опыт, вы­ска­жи­те два суж­де­ния.


5
Тип Д27 C2 № 399
i

С ка­ки­ми ка­че­ства­ми мно­гие люди, по мне­нию Д. С. Ли­ха­че­ва, свя­зы­ва­ют ин­тел­ли­гент­ность? На­зо­ви­те че­ты­ре ка­че­ства.


6
Тип Д28 C3 № 400
i

Какие ка­че­ства, при­су­щие под­лин­но ин­тел­ли­гент­но­му че­ло­ве­ку, при­ве­де­ны в тек­сте? На­зо­ви­те любые че­ты­ре ка­че­ства.


7
Тип Д30 C5 № 402
i

Два че­ло­ве­ка до хри­по­ты спо­ри­ли, каж­дый от­ста­и­вал свою точку зре­ния. Не­за­мет­но они пе­ре­шли к об­суж­де­нию лич­ных ка­честв друг друга, дело дошло до вза­им­ных оскорб­ле­ний. В те­че­ние не­сколь­ких ме­ся­цев эти люди не здо­ро­ва­лись и не раз­го­ва­ри­ва­ли друг с дру­гом. Можно ли такое по­ве­де­ние на­звать ин­тел­ли­гент­ным? При­ве­ди­те фраг­мент тек­ста, по­мо­га­ю­щий от­ве­тить на во­прос.