№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИ­ПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Социальные реалии
1.

Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на развитие общества?

 

1) сельскохозяйственная специализация отдельных регионов

2) принятие закона об охране природы

3) организация биосферного заповедника

4) повышение квалификации работников лесного хозяйства

2.

В настоящее время происходит разрушение озонового слоя, появление озоновых дыр. Иллюстрацией каких глобальных проблем является данный факт?

 

1) демографических

2) экологических

3) экономических

4) политических

3.

В результате хозяйственной деятельности человека увеличилось поступление в атмосферу вредных веществ. Всё это негативно влияет на состояние природы и здоровье людей. Иллюстрацией каких глобальных проблем является данный факт?

 

1) демографических

2) военных

3) экономических

4) экологических

4.

Леонид занимается в секции фигурного катания, художественной школе, много читает и очень любит играть с младшими братом и сестрой. Обогащая таким образом собственный социальный опыт, Леонид становится

 

1) гражданином

2) личностью

3) работником

4) индивидом

5.

Школьники по заданию учителя биологии провели наблюдения и определили основные источники загрязнения школьных классов. Какую деятельность иллюстрирует данный пример?

 

1) хозяйственную

2) исследовательскую

3) политическую

4) производственную

6.

Предприниматель оказывает финансовую помощь Дому ветеранов. Взаимосвязь каких сфер жизни общества проявляется в данном факте?

 

1) политической и духовной

2) экономической и политической

3) социальной и политической

4) экономической и социальной

7.

Политическая организация критикует политику правительства в отношении пенсионеров. Какие сферы жизни общества непосредственно затрагивает эта деятельность?

 

1) экономическую и социальную

2) политическую и духовную

3) экономическую и духовную

4) политическую и социальную

8.

В стра­не Z пра­ви­тель­ство проводит ре­фор­му здравоохранения. Вза­и­мо­дей­ствие каких сфер об­ще­ствен­ной жизни в первую очередь ил­лю­стри­ру­ет этот пример?

 

1) экономической и политической

2) политической и социальной

3) духовной и экономической

4) экономической и социальной

9.

Ирина готовится к экзамену по химии: читает учебник, справочную литературу; решает задачи; выполняет тесты. В случае затруднений она обращается за консультацией к учителю. Результатом этой деятельности может быть

 

1) отличная отметка

2) консультация учителя

3) учебник, справочная литература

4) день проведения экзамена

10.

Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу?

 

1) использование в одежде искусственного меха

2) ратификация Конвенции о правах ребёнка

3) ликвидация последствий урагана

4) ограничение охоты в подмосковных лесах

11.

К основным категориям нравственности относятся понятия

 

1) причина и следствие

2) истина и познание

3) чувства и разум

4) честь и достоинство

12.

Каков отличительный признак глобальных проблем?

 

1) затрагивают все человечество

2) не имеют путей решения

3) приводят к отрицательным последствиям

4) относятся к сфере экономики

13.

Страна П. специализируется на производстве сельскохозяйственной продукции. Земля принадлежит отдельным семьям, члены которых совместно обрабатывают свои участки. Основная часть продукции потребляется самими производителями. К какому типу относится это общество?

 

1) традиционному

2) индустриальному

3) информационному

4) постиндустриальному

14.

Иван Петрович руководствуется в своей жизни правилом: не желай другому того, чего не хочешь себе. Это правило выражает

 

1) требование права

2) норму морали

3) научный закон

4) правило этикета

15.

Проведение очередных выборов депутатов парламента в первую очередь относится к сфере общества

 

1) экономической

2) социальной

3) политической

4) духовной

16.

В стране В. активно развиваются наукоемкие производства, произошли революционные изменения в сфере массовых коммуникаций. На производстве и в быту применяются компьютеры, робототехника. Уровень образованности населения очень высок. К какому типу относится общество В.?

 

1) традиционному

2) индустриальному

3) аграрному

4) информационному

17.

Суждение: «Не спрашивай старого — спрашивай бывалого», — является результатом

 

1) научного познания

2) художественного творчества

3) обыденного опыта

4) религиозного откровения

18.

К. — не­боль­шой островок, ото­рван­ный от цивилизации. Его жи­те­ли собирают плоды, ловят рыбу, сами из­го­тав­ли­ва­ют себе одеж­ду и до­маш­нюю утварь. Они живут боль­ши­ми семьями, гла­ва­ми которых яв­ля­ют­ся старшие мужчины. Рас­по­ря­же­ние главы семьи яв­ля­ет­ся обязательным для домочадцев. К ка­ко­му типу от­но­сит­ся общество К.?

 

1) традиционному

2) индустриальному

3) информационному

4) постиндустриальному

19.

В стра­не Р. ак­тив­но развивается мас­со­вое промышленное производство, уве­ли­чи­ва­ет­ся численность ра­бо­че­го класса. Тру­дя­щи­е­ся борются за свои по­ли­ти­че­ские и со­ци­аль­ные права. К ка­ко­му типу об­ще­ства относится стра­на Р.?

 

1) традиционному

2) индустриальному

3) аграрному

4) информационному

20.

Анна Петровна активный и творческий человек. Она выступила инициатором проведения субботника в своем дворе. Это характеризует её как

 

1) личность

2) администратора

3) интеллигентного человека

4) профессионала

21.

На планете Земля происходит истощение плодородного слоя почвы, истощаются запасы пресной воды, происходит полное уничтожение отдельных видов животных и растений. О наличии каких проблем свидетельствует данная ситуация?

 

1) о финансовом кризисе

2) о международном политическом кризисе

3) о глобальных экологических проблемах

4) о духовном кризисе

22.

Жители этого общества владеют алфавитом и фиксируют звуки на материальных носителях: в клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах, газетах или на компьютерах. К какому типу относится такое общество?

 

1) аграрное

2) дописьменное

3) письменное

4) индустриальное

23.

В государстве П. были проведены фрагментарные усовершенствования в экономической и социальной сферах, однако кардинального изменения социально-экономической ситуации в стране не произошло. К какому виду социального прогресса относятся данные изменения?

 

1) технический прогресс

2) культурный прогресс

3) революция

4) реформа

24.

В данном обществе происходит переход от товаропроизводящей экономики к обслуживающей, присутствует превосходство сферы услуг над сферой производства. Классовое деление общества заменяется на профессиональное. К какому типу относится данное общество?

 

1) индустриальному

2) традиционному

3) аграрному

4) постиндустриальному

25.

В первобытном племени не было руководителя и подчиненных, богатых и бедных. К какому типу общества относились такие племена?

 

1) земледельческому

2) скотоводческому

3) простому

4) сложному

26.

Проведение оче­ред­ных выборов де­пу­та­тов парламента в первую очередь от­но­сит­ся к сфере общества

 

1) экономической

2) социальной

3) политической

4) духовной

27.

Иван Петрович руководствуется в своей жизни правилом: не желай другому того, чего не хочешь себе. Это правило выражает

 

1) требование права

2) норму морали

3) научный закон

4) правило этикета

28.

Страна П. специализируется на производстве сельскохозяйственной продукции. Земля принадлежит отдельным семьям, члены которых совместно обрабатывают свои участки. Основная часть продукции потребляется самими производителями. К какому типу относится это общество?

 

1) традиционному

2) индустриальному

3) информационному

4) постиндустриальному

29.

К основным категориям нравственности относятся понятия

 

1) причина и следствие

2) истина и познание

3) чувства и разум

4) честь и достоинство

30.

Каков отличительный признак глобальных проблем?

 

1) затрагивают все человечество

2) не имеют путей решения

3) приводят к отрицательным последствиям

4) относятся к сфере экономики

31.

Сергей работает врачом. Он честный и порядочный человек. В свободное время он играет в музыкальной группе и занимается в студии бальных танцев. Всё это характеризует Сергея как

 

1) товарища

2) индивида

3) личность

4) работника

32.

Владимир по про­фес­сии инженер-конструктор. В сво­бод­ное от ра­бо­ты время он руководит клу­бом авторской песни. Это ха­рак­те­ри­зу­ет его как

 

1) товарища

2) работника

3) индивида

4) личность

33.

Никита — юноша не­вы­со­ко­го роста, но креп­ко­го телосложения, от при­ро­ды смуглый, спокойный, сообразительный. Всё это ха­рак­те­ри­зу­ет Ни­ки­ту как

1) индивида

2) лич­ность

3) друга

4) индивидуальность

34.

Алексей по­се­ща­ет кру­жок экс­пе­ри­мен­таль­ной фи­зи­ки в Доме твор­че­ства юных. Этот факт ил­лю­стри­ру­ет по­лу­че­ние Алексеем

 

1) основного об­ще­го образования

2) среднего (полного) образования

3) среднего про­фес­си­о­наль­но­го образования

4) дополнительного образования

35.

Наталья ра­бо­та­ет учи­те­лем истории. Объ­ек­том её де­я­тель­но­сти являются

 

1) коллеги

2) учащиеся

3) изучаемые в школе исторические события

4) учебные пособия

36.

Василий при­го­то­вил торт на день рож­де­ния маме, какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция поз­во­лит сде­лать вывод, что его де­я­тель­ность но­си­ла твор­че­ский характер?

 

1) Он ис­поль­зо­вал ре­цепт из новой ку­ли­нар­ной книги.

2) Он за­ра­нее про­кон­суль­ти­ро­вал­ся с бабушкой.

3) Он придумал, как укра­сить торт при по­мо­щи глазури.

4) Он взве­ши­вал пор­ции всех ин­гре­ди­ен­тов на ку­хон­ных весах.

37.

Маша и Катя дру­жат с 1 класса. Они любят про­во­дить вме­сте школь­ные каникулы, по­се­щать кру­жок баль­ных танцев, хо­дить в кино. В этом про­яв­ля­ют­ся их

 

1) способности

2) задатки

3) потребности

4) умения

38.

Какой из при­ме­ров ил­лю­стри­ру­ет по­зи­тив­ное вли­я­ние об­ще­ства на природу?

 

1) строительство атом­ной электростанции

2) принятие эко­ло­ги­че­ско­го законодательства

3) сброс слив­ных вод в Темзу в Лон­до­не 19-го века

4) вырубка лесов для рас­ши­ре­ния па­шен­ных земель

39.

В го­су­дар­стве N об­ра­зо­ва­ние до­ступ­но толь­ко выс­шим сословиям, про­дви­же­ние по со­ци­аль­ной лест­ни­це край­не затруднено, ос­но­ву эко­но­ми­ки со­став­ля­ет на­ту­раль­ное хозяйство. К ка­ко­му типу от­но­сит­ся об­ще­ство го­су­дар­ства N?

 

1) индустриальному

2) постиндустриальному

3) традиционному

4) информационному

40.

Какой из при­ме­ров ил­лю­стри­ру­ет по­зи­тив­ное вли­я­ние об­ще­ства на природу?

 

1) строительство атом­ной элек­тро­стан­ции в сей­сми­че­ски опас­ном регионе

2) принятие эко­ло­ги­че­ско­го законодательства

3) загрязнение Темзы слив­ны­ми во­да­ми в Лон­до­не XIX века

4) осушение болот и на­ру­ше­ние пи­та­ния мел­ких рек

41.

Семья ма­лень­ко­го Вани от­вет­ствен­но относится к его воспитанию. Ро­ди­те­ли читают ему книги, объясняют, как надо вести себя со сверстниками, вме­сте посещают раз­ви­ва­ю­щие занятия. Это ха­рак­те­ри­зу­ет процесс

 

1) трансформации

2) гуманитаризации

3) социализации

4) адаптации

42.

Сергей ра­бо­та­ет врачом. Он чест­ный и по­ря­доч­ный человек. В сво­бод­ное время он иг­ра­ет в му­зы­каль­ной груп­пе и за­ни­ма­ет­ся в сту­дии баль­ных танцев. Всё это ха­рак­те­ри­зу­ет Сер­гея как

 

1) товарища

2) индивида

3) личность

4) работника

43.

Екатерина — сту­дент­ка колледжа. В сво­бод­ное от учёбы время она ак­тив­но участ­ву­ет в де­я­тель­но­сти мо­ло­деж­но­го парламента. Это ха­рак­те­ри­зу­ет её как

 

1) ин­ди­ви­да

2) пред­ста­ви­те­ля молодёжи

3) лич­ность

4) товарища

44.

Ярослав — высокий, ат­ле­ти­че­ско­го те­ло­сло­же­ния юноша, с пра­виль­ны­ми чер­та­ми лица, го­лу­бы­ми глазами, светловолосый. Всё это ха­рак­те­ри­зу­ет его как

 

1) граж­да­ни­на

2) личность

3) индивидуальность

4) патриота

45.

На уроке школь­ни­ки изучали се­мей­ное законодательство РФ на при­ме­ре дела о раз­во­де одной се­мей­ной пары. Субъ­ек­том данной учеб­ной деятельности является(-ются)

 

1) се­мей­ное законодательство

2) урок

3) школьники

4) се­мей­ная пара

46.

Разлившаяся вес­ной река за­то­пи­ла не­сколь­ко населённых пунктов. Спа­са­те­ли эва­ку­и­ро­ва­ли мест­ных жи­те­лей и до­маш­ний скот. Этот при­мер иллюстрирует

 

1) гло­баль­ные эко­ло­ги­че­ские проблемы

2) вли­я­ние при­ро­ды на жизнь общества

3) вли­я­ние куль­ту­ры на жизнь общества

4) ад­ми­ни­стра­тив­ное правонарушение

47.

Какое из приведённых суж­де­ний ха­рак­те­ри­зу­ет че­ло­ве­ка как личность?

 

1) Сер­гей быст­ро устаёт во время утрен­ней пробежки.

2) Валя об­ла­да­ет кра­си­вым голосом.

3) Во­ло­дя стре­мит­ся быть пер­вым во всех делах.

4) У Лены свет­лые во­ло­сы и го­лу­бые глаза.

48.

Какой при­мер ил­лю­стри­ру­ет вли­я­ние при­род­ных фак­то­ров на жизнь общества?

 

1) при­ня­тие за­ко­но­да­тель­ства об охра­не природы

2) очист­ка тер­ри­то­рии парка от бы­то­во­го мусора

3) за­гряз­не­ние почвы от­хо­да­ми производства

4) ги­бель уро­жая в пе­ри­од лет­ней засухи

49.

Примером вли­я­ния об­ще­ства на при­ро­ду является

 

1) изоб­ре­те­ние громоотвода

2) про­ход судов через Су­эц­кий канал

3) за­гряз­не­ние вод ми­ро­во­го океана

4) тор­же­ствен­ное от­кры­тие моста через реку

50.

Многие стра­ны мира столк­ну­лись с про­бле­мой из­ме­не­ния климата: ка­та­стро­фи­че­ские наводнения, за­су­хи и лес­ные по­жа­ры про­ис­хо­дят все чаще. В этом проявляется(-ются)

 

1) про­бле­ма раз­ры­ва в уров­нях раз­ви­тия ре­ги­о­нов мира

2) про­бле­ма ис­чер­па­ния при­род­ных ресурсов

3) гло­баль­ные про­бле­мы народонаселения

4) гло­баль­ные эко­ло­ги­че­ские проблемы

51.

Володя хо­ро­шо учится, про­яв­ля­ет от­вет­ствен­ность и са­мо­сто­я­тель­ность в поступках. Он за­ни­ма­ет­ся в круж­ке авиа­мо­де­ли­ро­ва­ния и в му­зы­каль­ной школе по клас­су гитары. Всё это ха­рак­те­ри­зу­ет Во­ло­дю как

 

1) ин­ди­ви­да

2) лич­ность

3) ученика

4) товарища

52.

Анна узнала, что Ира рас­ска­за­ла од­но­класс­ни­кам про Анин секрет. Она не стала вы­яс­нять при­чи­ны этого поступка, а про­сто пе­ре­ста­ла раз­го­ва­ри­вать с Ирой. Какой спо­соб по­ве­де­ния в меж­лич­ност­ном кон­флик­те ил­лю­стри­ру­ет этот пример?

 

1) сотрудничество

2) уход от конфликта

3) посредничество

4) арбитраж

53.

Какой из при­ме­ров ил­лю­стри­ру­ет вли­я­ние об­ще­ства на природу?

 

1) ку­па­ние ве­ру­ю­щих в про­ру­би в празд­ник Крещения

2) по­куп­ка граж­да­на­ми одеж­ды из ис­кус­ствен­но­го меха

3) от­кры­тие вы­став­ки художников-маринистов

4) со­зда­ние сети на­ци­о­наль­ных пар­ков и заповедников

54.

Коля, ученик 8 класса, целеустремлённый, трудолюбивый, занимается в спортивной секции, увлечён естественными науками. Это характеризует его как

 

1) человека

2) личность

3) индивида

4) индивидуальность

55.

Правительство страны А заявило о начале проведения реформы в сфере здравоохранения. Взаимодействие каких сфер общества иллюстрирует данный пример?

 

1) политической и экономической

2) экономической и социальной

3) социальной и политической

4) политической и духовной